Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 01:00

ГБОУ CОШ № 404

Колпинский район

Санкт-Петербург


Сведения об образовательной организации (cведения, содержащиеся в данном подразделе, являются информацией, обязательной к размещению на сайте образовательной организации)
Меню
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы компетентностью сотрудников образовательного учреждения?
Всего ответов: 2
Форма входа
МИНИ-ЧАТ
СТАТИСТИКА
Время жизни сайта
Поиск

"Секреты знакомых предметов"

Ответы и решения задач можно отправлять учителю на e-mail fizmanuk@yandex.ru

Начинаем рубрику «Секреты знакомых предметов»

Начнём с такого необходимого и всем знакомого предмета как БУМАГА.

I. Вступление.

В те далёкие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, так как не было ещё  ни букв, ни бумаги, самые важные события хранила человеческая память. Менялись поколения, а истории хранились: их передавали из уст в уста, от одного человека к другому. Каждая история  дополнялась при этом чем-то новым. Что- то забывалось, терялось, что-то прибавлялось. Так рождались мифы, сказания, сказки…   Первого автора их установить невозможно. Но так хотелось человеку, чтобы его опыт, приобретённый настойчивым трудом, нелёгкой борьбой с природной стихией, не пропал зря, чтобы дети и внуки не повторяли горьких ошибок. И человек постоянно старался придумать, как не утратить этот опыт. Конечно,  первые знаки – зарубки на палке (календарь Робинзона Крузо) сегодня кажутся наивными, но именно они помогли человеку  вести отсчёт времени, платить долги, считать скот -  служили его памятью. Выражение «заруби себе на носу» означало сделать зарубку для памяти на палке, которую всегда  носили с собой. Эта зарубка напоминала?  Тогда человек придумал делать вместо зарубок простейшие рисунки.

С течением времени простейшие рисунки превращались в буквы. С камня буквы переходили на папирус, с папируса – на восковую дощечку. Из неё – не пергамент, а уже потом – на  бумагу. Переходя с одного материала на другой, буквы меняли  свой вид.  На камне тяжело было делать закругления  и  буквы были  прямые; на  глине они  превращались в клинья, на воске – выгибались.

Но кто же был первым  изобретателем бумаги?

На Венской промышленной выставке 1873 года один из бумажных фабрикантов над стендом с изделиями своих фабрик повесил осиное гнездо, желая показать, что если бы люди учились у ос, они научились делать бумагу гораздо раньше.


II. Действие.

Опыт 1

Загадка листа бумаги.

Возьмите обычный лист бумаги из тетради в клетку. Вырежьте из него две полоски: одну -  вдоль, а другую – поперёк страницы. Ширина полосок – три клетки, длина – пятнадцать. Положите полоски друг на друга. Один конец полосок зажмите большим пальцем левой руки. Протяните бумажные полоски несколько раз между пальцами правой руки,  стараясь согнуть бумажки. Поменяйте местами полоски -  нижнюю  положите сверху. Повторите протягивание через пальцы несколько раз. Удивительная наблюдается картина: то полоски изгибаются вместе, то расходятся друг от друга, выгибаясь по-разному. Что бы это  значило?

Проведите такой же опыт с чистым (без линий) листом из блокнота и из тетради в линейку. Результаты те же. Обратите внимание, что в последнем опыте две-три долгие линии легли вдоль одной из полосок, а на другой полоске – более десятка коротких линий лежат поперёк.  (Это подсказка).

Попробуйте самостоятельно изменить опыт и выполнить его  по-другому.

Попытайтесь объяснить результаты опытов.

 

Опыт 2

Бумажная гармошка.

Между двумя стопками книжек одинаковой высоты, стоящими недалеко друг от друга, положите гладкую бумажную полоску, накрывающую весь промежуток. Если теперь поставить на бумагу полный коробок спичек, то под его тяжестью (весом) полоса прогнётся и коробок  упадёт на стол. Подумайте, как  изменить форму бумажной полоски, чтобы под весом коробка она не прогибалась, а коробок не падал.



Рис.1Рис.2

        Догадались сделать «гармошку»? Положите её между стопками книг или другими предметами. Полоса стала короче, но надёжно выдерживает тот же вес, не прогибаясь. Как изменятся результаты ваших опытов, если на «Гармошку» поставить второй, третий коробок со спичками? Какое максимальное число коробков ваша  конструкция выдерживает? Повторите этот опыт, складывая «гармошку» так, чтобы рёбер было вдвое больше или вдвое меньше, чем сначала. А что, если рёбра  делать вдоль полоски? Во всех случаях старайтесь, чтобы части  полоски, опирающиеся на книги,  были одинаковыми.

Осуществите серию опытов,  сфотографируйте, составьте презентацию (по желанию), сделайте выводы, покажите учителю физики, друзьям и знакомым.

 

Опыт 3.

От чего зависит прочность бумаги?

Возьмите три бумажные полоски шириной четыре клеточки, длиной двадцать клеточек. С первой полоской пока ничего не надо делать. Во второй – сделайте надрез в одну клеточку в любом месте, а третью -  смочите капелькой  воды. Поставьте все три полоски ребром на стол и разрывайте их поочерёдно, растягивая в различные стороны. Во избежание случайных результатов, в научных лабораториях принято повторять опыты. Ваши не будут исключением.

Труднее всего разорвать, как вы поняли, (целую, надрезанную,  мокрую) полоску. Выберите сами правильный ответ.

Если вы рассмотрите оборванные  концы полосок  вблизи света лампы и под лупой, то…

 Сформулируйте выводы самостоятельно, расскажите об этом  друзьям, поделитесь  наблюдениями с товарищами по  классу, составьте  маленькое сообщение на эту тему в соответствии с вашими умениями рисовать или фотографировать. Можно выполнить сообщение о том  как  и  из  чего изготавливают бумагу  сегодня.

 

III. Теория.

Бумага (разная и в больших количествах) необходима  для печатания книжек и газет. На бумаге печатают  ваши учебники, атласы,  карты, дневники, тетради. Из толстой  бумаги – картона – изготавливают  коробки. Для черчения и рисования применяют лучший сорт  бумаги с шероховатой поверхностью. Он  называется ватманом, по имени его создателя.

Существует много специальных бумаг: фильтровальные очищают жидкости от примесей; знакомые старшему поколению «промокашки» снимают чернильные пятна; копировальные, покрытые сажей, заменяют переписчиков. На бумаге с водяными знаками печатают деньги и особые документы.

Первые друзья бумаги -  ручка, карандаш и линейка.

Как сделана линейка?

Обычная  школьная  линейка имеет длину 20-30 сантиметров. Префикс «санти» (от греческого слова «сто» ) означает сотую часть от какой-то величины. В данном случае от метра. Если внимательно рассмотреть линейку, то можно увидеть и более мелкие деления -  миллиметровые.  Одна десятая часть сантиметра называется миллиметром.   «Милл» -  префикс, который означает тысячную часть какой-либо величины. В данном случае метра. Но толщина  тетрадного листка даже меньше, чем один миллиметр. Как же её измерить?

 

Опыт 4.

Как измерить толщину  листа бумаги?

Предлагаю самый простой опыт: взять сто листов бумаги, измерить  общую толщину. Полученный результат разделить на сто.  А вот задача более сложная. Как  измерить толщину того же листа, если он всего один, а кроме линейки у вас ничего нет?

Подумайте и проделайте опыт. Какой результат у вас получится?

 

Опыт 5.

Какова площадь подошвы вашего ботинка?

Обведите  клеточку в вашей тетради карандашом. У вас получится маленький квадратик, длина каждой стороны которого – 5 миллиметров. Нетрудно определить площадь такого квадратика, зная  математику.

Возьмите  тетрадный листок в клеточку, поставьте на него свой ботинок и обведите его контуры карандашом.


Рис.3

Снимите с бумаги ботинок и посчитайте, сколько целых клеточек поместилось на отпечатке подошвы на бумаге. Запишите результат в таблицу. Но по краям отпечатка часть клеточек попала под след подошвы только наполовину. Запишите в другой строке таблицы, сколько таких клеточек. Присмотритесь – некоторые клеточки лишь едва- едва попадают в контур отпечатка. Можно считать, что это только их четвертая часть принадлежит следу. Запишите  их число в третью строку таблицы.

Заполните таблицу, подобную нашей.

В контуре ботинкаЧисло подсчитанных клеточекЧисло целых клеточек
Целых клеточек34
34
Половинок клеточек28
14
Четвертинок клеточек32
8
Всего56 клеточек

Складывая таблицу, помните, что две половинки  составляют  целую клеточку.  Четыре четвертинки тоже составляют целую клеточку.

А квадратик, длина которого  равняется 1 сантиметру, состоит из  4 клеточек, а его площадь составляет 1 квадратный сантиметр.  В нашем примере подошва заняла 56 клеточек, следовательно, квадратных сантиметров здесь в четыре раза меньше. То есть её размер – 14 квадратных сантиметров.

Полученный результат означает, что на площади вашей подошвы могли бы разместиться 14 квадратов, стороны  которых равны по 1 сантиметру.

 

В следующем  месяце мы поговорим о других не менее интересных опытах с бумагой. А пока попробуйте выполнить эти опыты и  придумать новые. Удачи.


Ответы и решения задач можно отправлять учителю на e-mail fizmanuk@yandex.ru
Информация для слабовидящих Версия для слабовидящих Обычная версия сайта
Орфография
Система Orphus
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
ПОГОДА
Яндекс.Погода
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Российский общеобразовательный портал
  • Российское образование. Федеральный портал
  • Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена
  • ЕГЭ в Санкт-Петербурге
  • Все о ЕГЭ
  • Издательский дом "Первое сентября"
  • Дом культуры "Досуг"
  • Дневник.ру
  • УчМаг
  • Футбольный клуб "Зенит"
  • Футбол России на "Еврофутбол"
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
    ПРАЗДНИКИ ДНЯ

    КОНТЕНТ ОБЯЗАТЕЛЕН К РАЗМЕЩЕНИЮ
    Copyright MyCorp © 2016
    www.school404-2009.ucoz.ru